Негативные зависимости в молодежной среде
(информация для родителей)

 К негативным зависимостям, содержащим угрозу личности или окружающим, специалисты сегодня относят:
       ● никотиновую, алкогольную, наркотическую зависимость;
       ● Интернет-зависимость;
       ● игроманию (зависимость от азартных игр);
       ● зависимость от деструктивных культов (зависимость от влияния различных тоталитарных религиозных сект).

В мировой практике, например, практически все больные наркоманией отмечают, что «срыв» в период ремиссии связан с различными стрессами, которые они не смогли пережить. Это могут быть как эмоционально отрицательно окрашенные дистрессы (разрыв с близким человеком, скандалы в семье), так и эустрессы (отмечание праздников, встречи старых друзей), сопровождаемые положительными эмоциями. Такие же закономерности характерны и для алкоголиков и для курильщиков.

Среди жертв различных религиозных сект оказывается значительное количество переживших трагедию людей, не нашедших поддержки среди близких. Возникающая зависимость становится не менее сложно корректируемой, чем при наркомании.

Научить жить подростка в различных эмоциональных ситуациях является важным этапом профилактики негативных зависимостей.
         Среди подростков, имеющих риск возникновения негативных зависимостей, наиболее часто встречаются следующие категории:
      ● подростки, перенесшие насилие;
      ● подростки, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, в различных бытовых ситуациях;
      ● подростки, перенесшие психические травмы в связи со смертью родителей, с потерей близких людей и т.п.;
      ● подростки, тяжело переживающие развод родителей;
      ● подростки, перенесшие попытки самоубийства, а также высказывающие намерения покончить с собой;
      ● застенчивые подростки;
      ● подростки, перенесшие аборт и другие серьезные медицинские вмешательства;
      ● одаренные дети, имеющие проблемы с приспособлением к окружающему миру;
      ● подростки, попавшие в иные кризисные ситуации, повлекшие за собой расстройства социальной адаптации.

Начинать нужно с рассмотрения противоречия в психике людей, которое в отношении курения, алкоголизма, наркомании выглядит следующим образом: все или почти все не против того, чтобы попробовать сигарету, алкоголь, наркотики, но становиться курильщиком, алкоголиком, наркоманом НИКТО не собирается.

Вопрос о том, как предотвратить возникновение зависимости, к которой молодой человек еще не приобщен, как «застраховать» от попадания в ту или иную зависимость – это, на наш взгляд, вопрос эффективного воспитания и общественного доверия. Выбор жизненного пути молодого человека сегодня сопряжен с необходимостью прохождения «минного поля» социальных напряжений, преодолеть которое в одиночку невозможно. Сам по себе запрет на удовлетворение любопытства в условиях изобилия противоречивой информации – от восторженной до сугубо отрицательной, как показывает жизнь, не может служить залогом спасения молодежи и, уж тем более, успеха в решении данного вопроса.

Если говорить о других зависимостях – интернет, игромания, деструктивные культы, то здесь отрадно лишь то, что от названных зависимостей не так и не сразу заметен ущерб, наносимый личности и окружающим.

Компьютерные игры могут быть как условием развития, так и условием деградации – всё зависит от способа употребления.

Деструктивные культы увлекают молодого человека в мир новых жизненных смыслов. О деструктивных культах и сектах сегодня пишут много. Деструктивные культы построены по принципу психологической зависимости, они эксплуатируют некоторые штампы и стереотипы мировых религий. И чем интенсивнее развивается практическая психология, чем сильнее отстаёт общая психологическая культура населения, тем опаснее и сильнее используются достижения психологической науки в сфере деструктивных культов.

Казино как «монумент» свободы и демократии породили зависимость – игроманию. Это явление уже существует, а значит с ним тоже нужно уметь работать.

Исследования специалистов показали, что негативные зависимости, при всём их многообразии имеют между собой общую социально-психологическую природу, форму ее влияния на человека, сложность осознания уже возникшей зависимости и трудность безущербного для личности освобождения из-под ее «ловушек». Самая надежная защита личности – защита ее изнутри, внутренняя психологическая устойчивость.

Воспитание культуры досуга подростков.

Понятие досуг определяется как совокупность различных видов деятельности, осуществляемых в свободное время, в результате чего происходит развитие личностных качеств, удовлетворяются духовные, физические и другие социально значимые потребности человека.

Культура досуга формирует внутренний мир, способствует творческой самореализации, приобщает подростка к культурным ценностям, сохраняет и укрепляет здоровье.
         На её воспитание оказывают влияние следующие возрастные особенности:
       ● повышенная двигательная активность и эмоциональность;
       ● переход от детского статуса к взрослому;
       ● гендерные различия в поведении;
       ● развитые навыки организации свободного времени.

Если воспитание культуры досуга в дошкольном и школьном возрасте происходило в обстановке, пробуждающей активность мышления, строилось на позитивных ценностях, а досуг взрослых был примером, организация свободного времени принимается подростком как деятельность, помогающая ему овладеть новыми предметами, знаниями, опытом, нормами поведения.

Учёт возрастных особенностей подростков в процессе воспитания культуры досуга предполагает формирование и совершенствование их личностных качеств. Содержательному проведению свободного времени способствует настойчивость, решительность, целеустремлённость, ответственность перед семьёй и коллективом, активность, инициативность, самостоятельность и самообладание. Именно эти качества помогают в выборе и организации досуговой деятельности: занятия техническим и художественным творчеством, спортом, туризмом и т.п.

Основным видом деятельности подростков является общение в среде сверстников, поэтому важное влияние на культуру досуга и его индивидуальный стиль оказывает молодёжная субкультура – разнообразные течения подростковой и молодёжной среды. В 12-14 лет выбор определённого течения, как правило, обусловлен модой, окружением, социальным статусом, в 15-17 лет – попытками участвовать в общественной жизни или, наоборот, найти в ней своё обособленное место.

К молодёжным течениям, наиболее привлекательным для подростков и влияющих на культуру их досуга, можно отнести: 
      ● рокеров (предмет предпочтения – рок-музыка);
      ● металлистов (соответствующая музыка, отличительный внешний вид);
      ● панков (панк-музыка);
      ● экстремалов (поклонники экстремальных видов спорта: роллеры, скейтеры, сноубордисты, байкеры и т.д.);
      ● скинхедов (националистические идеи);
      ● «падонков» (особая группа пользователей Интернета, активно занимающаяся изобретённой ими компьютерной словесностью);
      ● золотая молодёжь, или элита (выделяется по социальным признакам и имущественному цензу);
      ● неформалы (дети рабочих окраин);
      ● клабберы (дискотеки и ночные клубы).

Для того, чтобы названные течения не привели подростков в ряды радикально настроенной молодёжи и у них не было бы соблазна заняться другой антиобщественной деятельностью, воспитание культуры досуга должно быть направлено на достижение личностно и общественно значимых целей, которые основываются на участии подростков в общественной и социально значимой деятельности, а также на расширении представления о себе, на адекватной оценке себя и других, на проектировании образа желаемого будущего.

Сегодня воспитание культуры досуга подростков происходит в сложной системе их взаимосвязи с информационной средой. Благодаря современным электронным средствам общения учащиеся могут одновременно участвовать как в реальных, так и виртуальных социальных мирах. Это увеличивает их мобильность, расширяет информационное поле, увеличивает потребность в проявлении инициативы, учит приспосабливаться к разнообразным формам общественной жизни и выбирать альтернативные формы поведения, рационально планировать своё время, формирует скорость мышления, критичность ума, предприимчивость.

 

10 заповедей для родителей, которые рекомендовал Януш Крчак

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот -третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому, что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

 

Рекомендации для родителей по организации безопасного

информационного пространства ребенка

Интернет для современного ребенка это его естественная среда уже с 2-3-х лет и он, Интернет, так быстро и органично вписывается в жизнь малыша, что мамы и папы, а особенно дедушки и бабушки не могут нарадоваться талантам чудо-ребенка. А стоит ли?

Интернет грозит нам угрозами и потерей времени. В Интернете существует большое количество опасностей: онлайн-гемблинг, онлайн-лудомания, киберниомания, киберкомуникативная зависимость, киберсексуальная зависимость, икстинг, навязчивый веб-серфинг, сайты агрессивной направленности, аддективный фанатизм, хакерство, гаджет-аддикция, кибебулинг, гриферы, кибергруминг, вирусы, различные формы мошенничества: фишинг, вишинг, фарминг (для расшифровки всех этих понятий смотри Азбуку опасностей Интернета).

Интернет - это окно в мир, мощная образовательная среда, где ребенок в короткое время может научиться многому, увидеть интересное и полезное видео и фото, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями – стать за короткое время образованным человеком в интересующей его области.

Что должен делать родитель, чтобы защитить своего ребенка в виртуальном мире:

1) Нужно знать…

2) Нужно рассказать…

3) Нужно установить…

Итак, что-же нужно знать?

Часто из-за того, что дети и подростки более «продвинуты» в техническом плане, они легко могут обойти запреты родителей и устранить некоторые средства родительского контроля. Поэтому взрослым сначала необходимо самим освоить азы онлайн-грамотности, а затем научить правилам нетикета (этикет общения в Интернете) и компьютерной безопасности своего ребёнка, при чем, сделать это в той форме, которая соответствует возрасту ребенка и кругу его интересов. Для этого узнайте больше о возможностях и угрозах всемирной Сети.

О возрастных особенностях

Если ребенку 16-18 лет

В этом возрасте подростков отличает эмоциональная неустойчивость, повышенная ранимость, необъективное восприятие действительности, они склонны к идеализации чувств дружбы, любви и сексуальных отношений. Для лиц этого возраста характерны переживания, связанные с собственной внешностью, принятием их сверстниками, признанием окружающими их способностей и умений.

Ребёнок по-новому начинает смотреть на окружающее – предметы, явления, людей, мир в целом. Подростки ищут себя, поэтому нередко испытывают чувство одиночества и не ощущают себя членами общества. Поиск собственного круга общения подростком идет параллельно его психологическому отделению от родителей. В киберпространстве они удовлетворяют свою потребность в общении и находят друзей.

Подростки 15-18 лет технически образованы и хорошо ориентируются в Интернете. Не смотря на самостоятельность и независимость, они всё же нуждаются в напоминании о правилах поведения в Сети и мерах предосторожности. Будьте ближе со своим ребенком, знайте, чем он живет, интересуйтесь его сетевыми знакомствами, старайтесь быть в курсе сайтов, которые посещает ваш ребенок.

О компьютерных играх

Виртуальный игровой мир, в отличие от реального, отличает обратимость событий (сохранение игры, возможность переиграть событие), прогнозируемость игры, её составляющих и событий (например, выбор уровня, противника, оружия, места действия и т. д.). Наличие способностей, невозможных в реальном мире: множественность жизней, отсутствие физических законов (например, гравитации, плотности, скорости), физиологических особенностей (способности испытывать боль, усталость), базовых потребностей (потребность в сне, отдыхе, пище и т. д.). Компьютерные игры учат детей жить по иным правилам, где отсутствует необходимость соблюдения единых для всех норм и законов (в том числе и законов природы).

В виртуальном мире снимаются запреты и ограничения морально-этического и социального планов. Дети на подсознательном уровне отвыкают от фундаментальных вещей: необходимости соблюдения единых, установленных для всех, правил, неизбежности наказания за агрессивное поведение и нарушение закона, единства пространственно-временного континуума, и т.д. Увлечённость агрессивными играми приводит к тому, что дети начинают применять подобные методы решения проблем в реальной жизни.

Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме ребёнка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение.

Многие родители считают компьютерные игры абсолютно безобидными и даже полезными. Компьютерные игры, используемые в разумных пределах, действительно обладают некоторым психотерапевтическим эффектом и способствуют снятию напряжения, стресса, снижению уровня тревожности и ослаблению депрессивных состояний. Однако, в случае злоупотребления, компьютерные игры приводят к прямо противоположному эффекту, вызывая повышение уровня тревожности, раздражительности, агрессивности, способствуют полному уходу от реальности и образованию психологической зависимости».

Об угрозах

Исследования показали, что только 11% родителей знают о таких онлайн угрозах, как взрослый контент, азартные игры, онлайн-насилие, мошенничестве. Чтобы начать защиту нужно конечно знать о возможных угрозах.

Можно разбить угрозы на следующие группы - Интернет зависимость, Интернет преследования, мошенничество и заражение компьютера вредоностным ПО.

Для начала обсудите с ребенком простые семейные правила онлайн-безопасности.

Семейная онлайн-безопасность – ответственность каждого. Разъясните важность сохранения своей и чужой конфиденциальной информации. Личной информацией могут воспользоваться злоумышленники. Поэтому нельзя выкладывать в Интернете информацию о семье, ее финансовых делах, адреса проживания и учебы, номера телефонов, кредитной карты или банковские данные. Также нежелательно размещать личные и семейные фотографии на публичных форумах, сайтах. Никогда никому, кроме своих родителей, нельзя выдавать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).

Научите детей вести себя в Интернете – как в реальной жизни. Точно так же, как в жизни, в Сети нужно вести себя вежливо, не делать чего-либо, что может обидеть других людей или противоречит закону. Объясните детям, что в Сети следует вести себя корректно, с уважением относиться к людям и к их авторским правам. Незаконное копирование и распространение материалов, являющихся чьей-либо собственностью, считается кражей.

Виртуальный собеседник может выдавать себя за другого. Поэтому нельзя назначать встречи с виртуальными знакомыми без разрешения родителей. Объясните ребёнку, что в Сети могут находиться люди, не являющиеся теми, за кого они себя выдают, поэтому не следует доверять незнакомым людям и, тем более, ни в коем случае нельзя сообщать им личную информацию.

Виртуальный мир иногда стоит реальных денег. Всегда нужно выяснять, сколько стоят SMS на отдельные Интернет сервисы, ведь стоимость SMS в онлайн-игре часто указывается без налогов – то есть может быть больше. Если такая информация не ясна, нужно обращаться за советом к родителям, которые помогут разобраться, сколько на самом деле будет стоить SMS и так ли уж необходимо его отправить.

Спрашивать совета – можно и нужно. Сообщите ребёнку, что он может обратиться к Вам в любой ситуации, которая его беспокоит. Если в Интернете (в сообщении электронной почты, на сайте, форуме, чате) что-либо непонятно, тревожит или угрожает, всегда нужно обращаться за помощью к родителям. Информация и услуги в Интернете не всегда безопасны, поэтому прежде, чем загружать, устанавливать или сохранять что-либо из Интернета, нужно получить разрешение родителей. Научите проверять информацию из Сети с помощью дополнительных запросов и обращения к проверенным источникам.

Правила работы в сети Интернет

  1. Не входите на незнакомые сайты.
  2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
  3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
  4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
  5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
  6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
  7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
  8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
  9. Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
  10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.
  11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

Печать