ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Я.О.Тен

Научный руководитель: преподаватель С.Е.Суровицкая

 

 

Игра – жизненная

лаборатория детства.

С.Т.Шацкий

 

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей.

В дошкольном возрасте мир ребенка, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Учитывая, что ведущая деятельность дошкольников - это игра, можно не сомневаться в ее эффективности относительно формирования дружеских взаимоотношений ребенка со сверстниками. Именно в игре личность ребенка раскрывается более спонтанно благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко и раскованно.

Целью работы является подбор и апробация комплекса игр по формированию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

2. Проанализировать взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в режиме работы дошкольного учреждения.

3. Изучить эффективность подобранного комплекса игр, обеспечивающего формирование дружеских взаимоотношений в группе старших дошкольников.

Объектом исследования является  процесс формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования комплекс игр, обеспечивающих формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме; наблюдение как метод сбора информации, методика «Секрет», формирующий эксперимент, анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования: для успешного формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо проведение комплекса игр и упражнений, реализация которых приведёт к качественному изменению взаимоотношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Подробно рассмотрев все стороны теоретических основ формирования  взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности, мы перешли к экспериментальному исследованию.

Исследования проводились в учреждении дошкольного образования «Ясли - сад № 13 г. Рогачева» с детьми старшей группы, участие приняло 12 детей.

Методика исследования имеет этапный характер и содержит 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

 На констатирующем этапе мы выявили уровень развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Для этого нами была проведена диагностическая методика «Секрет» Т.А.Репиной.

С помощью данной методики мы выявили положение (социометрический статус) ребенка в группе дошкольного учреждения, его отношение к детям, а также представление об отношении сверстников к нему; степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. Перед началом эксперимента по методике «Секрет» были подобраны картинки по 3 штуки на каждого ребёнка. Затем каждому ребёнку давалась инструкция: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Далее ребёнку предоставляли 3 картинки и предлагали подарить их тем детям, которым он захочет, только каждому по одной. При затруднении, мы помогали, повторяя инструкцию «можешь подарить тем детям, с которыми ты любишь играть». При этом ребенку задавали вопрос: Почему ты решил подарить именно этим детям?

Полученные результаты заносились в  диаграмму «Уровень взаимоотношений детей старшей группы», подсчитывалось число общих и взаимных выборов; количество детей, попавших в группы «лидеров», «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «отверженных».

На формирующем этапе нами был разработан комплекс игр и упражнений, направленный на формирование у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Комплекс игр состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части использовали несложные ритуальные упражнения, которые помогали детям настроиться на работу в группе, установить контакт. (Упражнение «Улыбка»), игры, направленные на создание эмоционально-положительного настроя в группе («Скажи Мишке добрые слова», «Назови соседа ласково по имени»).

В основной части с детьми обыгрывались игры, в которых дошкольники учились чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты, общаться с помощью жестов, мимики и пантомимики: «Добрые эльфы», «Муравьи», «Найди друга», «Кто позвал», «Угадай на ощупь».

Все эти игры проводились в утренний отрезок времени, между занятиями и в свободное время со всеми детьми для того, чтобы узнать с каким настроением дети пришли в дошкольное учреждение,  способствовать хорошим отношениям со сверстниками, создать бодрое настроение на весь день. Старались привлекать всех детей, но обязательно включали детей, имеющих проблемы во взаимоотношении со сверстниками.

При проведении игр и упражнений нами использовались следующие приемы: поощрения, положительная оценка, похвала, объяснения, указания, чтение художественной литературы.

В заключительной части вместе с ребятами обговорили некоторые приемы и правила, которые оформили в "Правила дружбы", способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов:

Помогай товарищу, если умеешь что-то делать - научи и его.

Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

Делись с товарищем, играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.

Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Умей порадоваться успехам товарища.

Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.

На контрольном этапе для определения уровня дружеских взаимоотношений в старшей группе после целенаправленно проведённой работы, мы провели  повторно методику Т.А.Репиной «Секрет».

Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах, показывает, что комплекс игр и упражнений, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений со сверстниками был подобран правильно и отверженных детей в группе нет. Это хорошо видно в сравнительной таблице констатирующего и контрольного этапов.

 

Уровень взаимоотношений  в старшей группе на констатирующем и контрольном этапах

 

Этапы

«Лидеры»

«Предпочитаемые»

«Пренебрегаемые»

«Отверженные»

Констатирующий

17%

58%

17%

8%

Контрольный

25%

50%

25%

0%

 

Таким образом, после проведённой работы уровень развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников изменился, и отверженных детей в группе нет. Гипотеза о том, что для успешного формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо проведение комплекса игр и упражнений, реализация которых приведёт к качественному изменению взаимоотношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста, была подтверждена.

500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru