ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Новик А.О.

Научный руководитель: Кужева Е.В.

Учреждение образования

«Рогачевский государственный педагогический колледж»

Республика Беларусь, г. Рогачев

 

Введение. Вопросы  мотивационной готовности к обучению в школе  являются актуальными на современном этапе, так как  успешность адаптации ребенка к школе напрямую зависит от мотивации ученика. Мотивационная (личностная) готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей считают, что если их дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем ребенка, который ходит в учреждение дошкольного образования.

Мотивационная готовность включает в себя: достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный  уровень волевого  и социального развития. [1, с.192]

В работах многих психологов подчеркивается роль личностных, и именно мотивационных факторов, как слагаемых успешности школьного обучения. Однако в психолого-педагогической литературе недостаточно четко определено, влияет ли на формирование  мотивации  к школе принадлежность ребенка к тому или иному полу, что лежит в основе желания идти в школу у мальчиков и девочек.

Цель нашего исследования – выявить влияние гендерных различий на формирование мотивационной готовности обучения к школе у детей старшего дошкольного возраста. 

Для достижения поставленной цели были сформулированы  следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме  формирования мотивационной готовности детей к школе.

2. Установить взаимосвязь между гендерными особенностями детей  старшего дошкольного возраста и их мотивационной  готовностью к обучению в школе.

3. Провести экспериментальную проверку влияния гендерных различий на   мотивационную готовность детей к школе.

Объект нашего исследования - готовность детей к школе.

Предмет - мотивационная готовность к школе у мальчиков и девочек.

На основе изучения вопроса в теории и на практике, целесообразно выдвинуть следующую гипотезу: в процессе формирования мотивационной готовности детей к  школе, следует учитывать  их гендерные различия.

Для проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:  наблюдение, эксперимент, беседа.

 Результаты исследования. Экспериментальная работа  проводилась в ГУО «Ясли-сад №11 города Рогачева». В эксперименте участвовало  12 детей старшего дошкольного возраста – 6 девочек и 6 мальчиков.

Как показывают наблюдения, различия между мальчиками и девочками рассматриваются  на пяти уровнях: генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и на уровне коммуникаций.

Различия на генетическом уровне. У мальчиков доминирует правое полушарие, которое отвечает за ориентацию в пространстве, абстрактное мышление. У девочек - более развито левое полушарие, которое отвечает за регуляцию речи, письма и счёта, интуитивную ориентацию в пространстве.

Различия на физическом уровне. У мальчиков большая масса тела и физическая сила, они быстрее развивают моторику. У девочек меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность.

Различия на когнитивном уровне. У мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала, они склонны к абстрактному мышлению. У девочек доминирует количественный подход к изучению учебного материала. Им свойственна чёткость анализа, присуща интуиция и предусмотрительность.

Различия на психологическом уровне. У мальчиков быстрая реакция на воздействие окружающей среды, лёгкая адаптация к ней. Они с трудом переносят стресс. У девочек же адаптация к среде проходит через переживание, эмоциональный срыв. Но они легче переносят стрессовые ситуации.

Коммуникативный компонент. Мальчики агрессивны, часто проявляют твёрдость и суровость, постоянны в дружбе; девочки сострадательны, проявляют нежность и заботу.

 С целью выявления  желания идти в школу, уровня  сформированности  знаний о школе с  детьми старшего дошкольного возраста была проведена беседа «Что я знаю о школе», также использовалась методика «Выбор». Для проведения беседы были созданы благоприятные условия: отдельное помещение, спокойная обстановка.

Проанализировав  ответы детей, было отмечено, что объем знаний у детей о школе достаточно высокий (58,4%), дети отвечали на вопросы без затруднений, полными ответами. Они достаточно хорошо знакомы с  принадлежностями школьника. С удовольствием рассказывали о своем портфеле.

Однако желание  идти в  школу  не у всех детей сформировано одинаково.  Как показали  результаты эксперимента, количество детей со средним и низким уровнем составило – 41,6%  (из них мальчиков (2)  – 16,6%, а девочек (3) – 25%).  Большинство детей  на вопрос  «Почему?»  отвечают: «страшно», «там много взрослых», «там задают домашнее задание».

Рисунок 1. Результаты экспериментальной работы

на констатирующем этапе

 

 

 

 

Для расширения и углубления знаний детей о школе были запланированы  и проведены разнообразные формы работы: экскурсия в школу, дидактические игры   «Назови по-школьному», «Загадки ранца», игра с использованием  информационных технологий «Собери ранец».

Наблюдения на педагогической практике и результаты проведенной беседы «Что я знаю о школе?» показали, что у современных детей дошкольного возраста недостаточный объем знаний о школе,  и поэтому возникла  необходимость в разработке и создании развивающего упражнения с применением информационных технологий «Собери ранец».

На современном этапе обучения детей дошкольного возраста существует множество  обучающих и развивающих игр и игровых упражнений. Можно приобрести CD, установить и работать. Однако готовая продукция  не всегда  устраивает педагогов, психологов, и родителей. Она создается  профессиональными  художниками и web-дизайнерами, которые рисуют красивые, сложные картинки и наполняют игры всяческими эффектами, но при этом не учитывают  особенностей  детского восприятия и гигиенических требований к продукции для этого возраста.

Разработка хода игрового упражнения «Собери ранец» осуществлялась  с учетом  принципов планирования  образовательной  работы в учреждении  дошкольного образования.

  1. Подбор  компьютерной анимации.
  2. Создание игрового упражнения.

Цель игрового упражнения «Собери ранец»:  расширить знания детей о школьных принадлежностях.  Воспитывать  интерес к школе.

В ходе проведения игрового упражнения было отмечено, что  девочки хорошо ориентируются в школьных принадлежностях, легко отвечают на вопросы воспитателя,  мальчики  так же хорошо отвечали на вопросы, но  многие из них  проявили большой интерес к компьютеру.

С целью проверки  эффективности  проведенной коррекционной работы повторно проведена  беседа «Что я знаю о школе?».  Уровень знаний  детей о школе повысился  - 66,7%, а количество детей  со средним и низким уровнем  составило - 33,3% (из них мальчиков (2) - 16,6%, девочек (2) – 6,6%) .

 

Рисунок 2.  Результаты эксперимента

на контрольном этапе

 

 

 

Заключение. В ходе проведения исследовательской работы, выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась. Нами было доказано: формирование мотивационной готовности детей к школе не зависит от гендерных различий, а определяется другими факторами. Большое значение оказывает систематическая работа педагогов  с детьми в учреждении дошкольного образования и осознанное понимание родителей важности  подготовки детей к школе.

 

Литература:

  1. Дошкольная педагогика/ под ред. В.И. Логиновой., П.Г. Саморуковой. –М .: Просвещение. - 1988 – 270 с.
  2. Подготовка детей к обучению в школе/ Н.С. Старжинская., В.С. Слепович. -  Минск: НИИ педагогики МП БССР. - 1982 – 96 с.
  3. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе/  Г.Г. Петроченко. – Мн.: Выш. Школа. - 1982. – 240 с.
  4. Будницкая, И.И., Ребенок идет в школу/ И.И. Будницкая, А.А. Катаева. – М.: Педагогика, 1985. – 160 с.
  5. Терехина, О.А. Я хочу в школу /О.А. Терехина. – Мозырь «Белый ветер». - 2006. – 46 с.
500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru