Социально-педагогическое  и психологическое
    сопровождение  личности обучающихся,
    профессиональное  самоопределение как педагогическая проблема

Личность человека формируется и развивается под влиянием  многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных,  внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей,  действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не  пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и  развития, т.е. вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них,  выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды, -  социально-педагогическую деятельность.

Психологическое сопровождение –   вся система  профессиональной деятельности  психолога, направленная на создание  социально-психологических условий для  эмоционального благополучия, успешного развития,  воспитания и обучения личности учащегося  в ситуациях социально-педагогического  взаимодействия,  организованных в рамках образовательного  учреждения.
  Понятие  «социально-педагогическое сопровождение» - одно из значимых в педагогической  науке. Оно подчеркивает тот факт, что в процессе обучения, воспитания и  развития личности нужно использовать не только педагогические средства,  возможности педагога, способности обучаемого или воспитанника, как отдельной  личности, но и широкие возможности социальной среды, социума, как  дополнительного педагогического средства воздействия на личность. Оно отражает  взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом,  реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.

 Социально-педагогическое  сопровождение не подменяет образовательный процесс, оно способствует адаптации  учащегося  к образовательному процессу,  его интеграции в социокультурную среду образовательного учреждения, успешному  овладению профессией.

Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего  профессионального образования является обеспечение профессионально-личностного  развития учащихся.
    Практическая цель работы  социально  педагогического и психологического сопровождения – содействие личностному росту  и профессиональному становлению учащихся.

Основная задача - формирование самостоятельной, ответственной,  психологически здоровой и социально-мобильной личности, способной к успешной  социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. 
    Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся  также являются: 

предупреждение  возникновения проблем развития;

психологическое  обеспечение образовательных программ;

развитие  социально-психологической   компетентности.

Основными направлениями деятельности   социально-педагогического и психологического сопровождения являются:

    Психологическая  диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся  с целью: 

выявления возможных причин возникновения  проблем в процессе обучения;

выявление  учащихся «группы риска»;

определения сильных сторон личности, ее  резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

определения индивидуального стиля  познавательной деятельности.

 

Психологическое  консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном  процессе психолога и учащегося, в ходе которого оказывается помощь: 

в самопознании;

в формировании новых установок и  принятии собственных решений;

в формировании  мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;

в формировании адекватной самооценки  и адаптации в реальных жизненных условиях и т.д.

Профилактическая  работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся: 

профилактика актуальных социальных  проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением  специалистов; 

профилактика конфликтов;

профилактика депрессий и суицидов;

Методическая работа –  направлена на решение следующих задач: 

составление блока  психодиагностических методик для диагностики учащихся первого курса;

подготовка методических материалов  для помощи в проведении кураторских часов в группах;

разработка методических рекомендаций  по вопросам воспитательной работы для преподавателей, кураторов.

Психокоррекционная  работа – систематическая работа психолога и социального педагога с учащимися,  имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с учащимися,  отнесенными к категории «группы риска». Коррекционная работа может осуществляться в форме  индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.

Работа  коллектива колледжа по социально-педагогическому
    и психологическому становлению  личности учащихся

Целью  психолого-педагогического сопровождения учащихся является максимальное  содействие профессионально-личностному развитию каждого.
  Приоритетные направления  работы связаны с определенными периодами обучения. Их выбор обусловлен проблемами,  сопровождающими развитие учащихся.
  1 направление – адаптация первокурсников. 
  Цель: профилактика и  коррекция дезадаптации у первокурсников. 
  Задачи:
  1)содействие  социально-психологической адаптации в новом   коллективе; 
  2) формирование устойчивой  мотивации учебной деятельности; 
  3) сплочение коллектива  учебной группы.
  Содержание работы: 

психологическая  диагностика;

социологические  опросы;

проведение  часов общения в группах;

консультации  для кураторов групп на темы: «Характеристика детей подросткового и юношеского  возраста», «Социально-педагогическая дезадаптация и связанные с ней трудности  обучения», «Психологические особенности учебного коллектива»; 

проведение  адаптационных тренингов для учащихся;

составление  методических рекомендаций для кураторов учебных групп.

Содействие успешной адаптации.
  Посредством  социологических опросов и стандартных диагностических процедур проводится  изучение особенностей адаптации учащихся, интересов и затруднений в учебной  деятельности.
  Результатом является  составление социального портрета учащихся конкретной группы, изучение  социально-психологической комфортности учащихся, консультирование кураторов  групп по вопросам планирования внеклассных мероприятий и проведение  психологических занятий в рамках кураторских часов. Включение адаптационных  тренингов в образовательный процесс позволяет видеть учащегося независимо от  оценок его учебно-профессиональной деятельности, понимать его индивидуальность,  включить его в систему отношений, привлекать к значимой совместной  деятельности, изменять  место  учащегося  в структуре межличностных  отношений в коллективе сверстников. 
  Индивидуальное сопровождение учащихся.
  На первом курсе неизбежно  выявляется контингент учащихся, требующих индивидуального подхода. При  организации работы с данной категорией детей   применяется комплексный подход. Учитываются социальные, педагогические и  психологические затруднения как ребенка, так и его семьи.
  2 направление - профессиональное самоопределение. 
  Цель: дальнейшая  профессионализация. 
  Задачи: содействие  формированию профессиональных целей и способностей к их реализации. 
  Содействие профессиональному становлению.
  Проблема профессиональной  востребованности выпускников средних специальных учебных заведений в условиях  жесткой конкуренции тесно связана не только с качеством подготовки, но и  уровнем личностного развития. Настоящей находкой для любого работодателя являются  молодые специалисты, умеющие ставить цели в своей работе. Планировать их  достижение и брать на себя ответственность за результаты, обладающие  коммуникативными навыками и перспективным мышлением. Поэтому система подготовки  выпускников должна затрагивать вопросы личностного и профессионального  самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии.
   Будущие специалисты  подводятся к пониманию путей к овладению педагогической профессией, становления  собственного профессионального «Я», личностной и профессиональной  самореализации через осмысление сущности и специфики педагогической  деятельности, ее гуманистических целей и идеалов, осмысление воздействия  личности воспитателя на становление личности ребенка. 
  Таким образом, вся работа  социально-педагогического и психологического сопровождения учащихся, их  профессионального самоопределения представляет собой  комплексную модель, которая с одной стороны  интегрирует диагностику, консультативную работу, профилактическую работу,  тренинги и с другой стороны вовлекает в  модель сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся,  преподавателей, кураторов.

500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru