Негативные зависимости в молодежной среде
(информация для родителей).

 

         
К негативным зависимостям, содержащим угрозу личности или окружающим, специалисты сегодня относят:
       ● никотиновую, алкогольную, наркотическую зависимость;
       ● Интернет-зависимость;
       ● игроманию (зависимость от азартных игр);
       ● зависимость от деструктивных культов (зависимость от влияния различных тоталитарных религиозных сект).
         В мировой практике, например, практически все больные наркоманией отмечают, что «срыв» в период ремиссии связан с различными стрессами, которые они не смогли пережить. Это могут быть как эмоционально отрицательно окрашенные дистрессы (разрыв с близким человеком, скандалы в семье), так и эустрессы (отмечание праздников, встречи старых друзей), сопровождаемые положительными эмоциями. Такие же закономерности характерны и для алкоголиков и для курильщиков.
       Среди жертв различных религиозных сект оказывается значительное количество переживших трагедию людей, не нашедших поддержки среди близких. Возникающая зависимость становится не менее сложно корректируемой, чем при наркомании.
         Научить жить подростка в различных эмоциональных ситуациях является важным этапом профилактики негативных зависимостей.
         Среди подростков, имеющих риск возникновения негативных зависимостей, наиболее часто встречаются следующие категории:
      ● подростки, перенесшие насилие;
      ● подростки, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, в различных бытовых ситуациях;
      ● подростки, перенесшие психические травмы в связи со смертью родителей, с потерей близких людей и т.п.;
      ● подростки, тяжело переживающие развод родителей;
      ● подростки, перенесшие попытки самоубийства, а также высказывающие намерения покончить с собой;
      ● застенчивые подростки;
      ● подростки, перенесшие аборт и другие серьезные медицинские вмешательства;
      ● одаренные дети, имеющие проблемы с приспособлением к окружающему миру;
      ● подростки, попавшие в иные кризисные ситуации, повлекшие за собой расстройства социальной адаптации.
          Начинать нужно с рассмотрения противоречия в психике людей, которое в отношении курения, алкоголизма, наркомании выглядит следующим образом: все или почти все не против того, чтобы попробовать сигарету, алкоголь, наркотики, но становиться курильщиком, алкоголиком, наркоманом НИКТО не собирается.
Вопрос о том, как предотвратить возникновение зависимости, к которой молодой человек еще не приобщен, как «застраховать» от попадания в ту или иную зависимость – это, на наш взгляд, вопрос эффективного воспитания и общественного доверия. Выбор жизненного пути молодого человека сегодня сопряжен с необходимостью прохождения «минного поля» социальных напряжений, преодолеть которое в одиночку невозможно. Сам по себе запрет на удовлетворение любопытства в условиях изобилия противоречивой информации – от восторженной до сугубо отрицательной, как показывает жизнь, не может служить залогом спасения молодежи и, уж тем более, успеха в решении данного вопроса.
        Если говорить о других зависимостях – интернет, игромания, деструктивные культы, то здесь отрадно лишь то, что от названных зависимостей не так и не сразу заметен ущерб, наносимый личности и окружающим.
           Компьютерные игры могут быть как условием развития, так и условием деградации – всё зависит от способа употребления.
        Деструктивные культы увлекают молодого человека в мир новых жизненных смыслов. О деструктивных культах и сектах сегодня пишут много. Деструктивные культы построены по принципу психологической зависимости, они эксплуатируют некоторые штампы и стереотипы мировых религий. И чем интенсивнее развивается практическая психология, чем сильнее отстаёт общая психологическая культура населения, тем опаснее и сильнее используются достижения психологической науки в сфере деструктивных культов.
         Казино как «монумент» свободы и демократии породили зависимость – игроманию. Это явление уже существует, а значит с ним тоже нужно уметь работать.

        Исследования специалистов показали, что негативные зависимости, при всём их многообразии имеют между собой общую социально-психологическую природу, форму ее влияния на человека, сложность осознания уже возникшей зависимости и трудность безущербного для личности освобождения из-под ее «ловушек». Самая надежная защита личности – защита ее изнутри, внутренняя психологическая устойчивость.

         Воспитание культуры досуга подростков.

     Понятие досуг определяется как совокупность различных видов деятельности, осуществляемых в свободное время, в результате чего происходит развитие личностных качеств, удовлетворяются духовные, физические и другие социально значимые потребности человека.
         Культура досуга формирует внутренний мир, способствует творческой самореализации, приобщает подростка к культурным ценностям, сохраняет и укрепляет здоровье.
         На её воспитание оказывают влияние следующие возрастные особенности:
       ● повышенная двигательная активность и эмоциональность;
       ● переход от детского статуса к взрослому;
       ● гендерные различия в поведении;
       ● развитые навыки организации свободного времени.
         Если воспитание культуры досуга в дошкольном и школьном возрасте происходило в обстановке, пробуждающей активность мышления, строилось на позитивных ценностях, а досуг взрослых был примером, организация свободного времени принимается подростком как деятельность, помогающая ему овладеть новыми предметами, знаниями, опытом, нормами поведения.
      Учёт возрастных особенностей подростков в процессе воспитания культуры досуга предполагает формирование и совершенствование их личностных качеств. Содержательному проведению свободного времени способствует настойчивость, решительность, целеустремлённость, ответственность перед семьёй и коллективом, активность, инициативность, самостоятельность и самообладание. Именно эти качества помогают в выборе и организации досуговой деятельности: занятия техническим и художественным творчеством, спортом, туризмом и т.п.
         Основным видом деятельности подростков является общение в среде сверстников, поэтому важное влияние на культуру досуга и его индивидуальный стиль оказывает молодёжная субкультура – разнообразные течения подростковой и молодёжной среды. В 12-14 лет выбор определённого течения, как правило, обусловлен модой, окружением, социальным статусом, в 15-17 лет – попытками участвовать в общественной жизни или, наоборот, найти в ней своё обособленное место.
         К молодёжным течениям, наиболее привлекательным для подростков и влияющих на культуру их досуга, можно отнести: 
      ● рокеров (предмет предпочтения – рок-музыка);
      ● металлистов (соответствующая музыка, отличительный внешний вид);
      ● панков (панк-музыка);
      ● экстремалов (поклонники экстремальных видов спорта: роллеры, скейтеры, сноубордисты, байкеры и т.д.);
      ● скинхедов (националистические идеи);
      ● «падонков» (особая группа пользователей Интернета, активно занимающаяся изобретённой ими компьютерной словесностью);
      ● золотая молодёжь, или элита (выделяется по социальным признакам и имущественному цензу);
      ● неформалы (дети рабочих окраин);
      ● клабберы (дискотеки и ночные клубы).
         Для того, чтобы названные течения не привели подростков в ряды радикально настроенной молодёжи и у них не было бы соблазна заняться другой антиобщественной деятельностью, воспитание культуры досуга должно быть направлено на достижение личностно и общественно значимых целей, которые основываются на участии подростков в общественной и социально значимой деятельности, а также на расширении представления о себе, на адекватной оценке себя и других, на проектировании образа желаемого будущего.
         Сегодня воспитание культуры досуга подростков происходит в сложной системе их взаимосвязи с информационной средой. Благодаря современным электронным средствам общения учащиеся могут одновременно участвовать как в реальных, так и виртуальных социальных мирах. Это увеличивает их мобильность, расширяет информационное поле, увеличивает потребность в проявлении инициативы, учит приспосабливаться к разнообразным формам общественной жизни и выбирать альтернативные формы поведения, рационально планировать своё время, формирует скорость мышления, критичность ума, предприимчивость.

500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru