Советы первокурснику по успешной адаптации к образовательному процессу

 

 Психологическая адаптация – это приспособление человека как личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиями самого общества, а также с учетом личностью своих собственных индивидуальных качеств.

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый "адаптационный опыт" он получает в детском саду, затем в первом классе школы. Важным моментом в жизни каждого из нас является переход из начальной школы в среднюю и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.

Обучение в колледже для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста.

Поступив на первый курс любого учебного заведения, человек попадает в совершенно новую среду, в которой нужно адаптироваться буквально с первых дней учебы. За годы обучения  молодой человек определяется со способом жизни, получает специальность, которая станет предпосылкой для будущей работы. Поэтому очень важно с первых дней учебы вступить в нужный ритм работы, а дальше ощущать только позитивные эмоции от прекрасной жизни в колледже.

Теперь никто не запишет вам замечание в дневник, не оставит после уроков переписывать домашнюю работу. И даже учиться насильно заставлять не будет. В общем, полная свобода, доверенная взрослому человеку. Но чтобы оправдать этот новый имидж взрослого, нужно постараться:

  •    чтобы было легче адаптироваться к новым условиям пребывания в любом незнакомом месте первым делом тебе  необходимо наладить контакт с окружающими людьми. С самого начала нужно настроиться на коммуникабельный лад, побороть все свои стеснения и везде где только можно знакомиться;
  •    здороваясь с одногруппниками, всегда улыбайтесь. То, что улыбка обезоруживает, говорит о вашей уверенности да и просто это приятно окружающим; 
  •     не чурайтесь коллектива. Если вас пригласили в компанию, будь то поход в кино не отказывайтесь, даже если вам все это чуждо, неинтересно и подрывает ваш и без того скромный бюджет. Пару раз скажете «нет», и вскоре о вас позабудут;
  •    если вдруг почувствовали напряжение по отношению к себе, то лучше не тянуть с объяснением, а сразу выяснить, что не так. Иначе впоследствии это может вылиться в серьезный конфликт;
  •     в первые дни и даже недели учебы вы, вероятно, будете чувствовать растерянность, а то и подавленность. Это неприятное, но совершенно нормальное состояние, связанное с адаптацией к новой обстановке. Возьмите себе за правило выходить из дома (или общежития) минут на 10-15 раньше, чем того требует время на дорогу в колледж. Придя вовремя, вы будете чувствовать себя уверенным;
  •    оденьтесь правильно. Собираясь в колледж, прежде всего, уделите внимание вашему внешнему виду. Яркие тона одежды, небрежность, вычурная прическа, любое стремление выделиться или эпатировать внешним видом, конечно, привлекут внимание, но не всегда оно будет в вашу пользу. Так что постарайтесь выглядеть просто, но с достоинством. А покрасоваться у вас еще будут и время, и повод;
  •     задавайте вопросы. Не стесняйтесь спросить, где находятся кабинет, лаборатория, библиотека, столовая или другие интересующие вас места;
  •    с самого начала заявите о своих способностях. Будьте пытливым, задавайте вопросы, даже если они кажутся вам глупыми. Обращайтесь за помощью к другим учащимся, но, если они заняты, не давите, постарайтесь договориться на время, удобное для всех. Лучше спросить и сделать правильно, чем из-за ложного чувства стыда выглядеть в последствии нелепо;
  •      расписание -  это ваша Библия. В первый же день найдите в расписании занятия вашего курса и перепишите его. Помните, что в отличие от школьного, в колледже расписание может меняться, поэтому не ленись заглядывать в него;
  •     для успешного усвоения новых знаний рекомендуется вечером вспоминать, что нового  узнали за сегодняшний день, а лучше делиться приобретенными знаниями с друзьями, родителями или хотя бы с тетрадью. Такая хорошая привычка (проговаривать, осмысливать услышанное, выделять важное из информации) поможет вашему мозгу разместить все знания по полочкам и в нужный момент быстро их оттуда достать и продемонстрировать. Учиться в учебном заведении, которое вы выбрали, не так уж трудно, главное – уловить ритм, по которому работает система и не пускать все на самотек;  
  •    очень важно первокурснику определится с новым режимом: сколько времени тратить на учебу, сколько на совершенствование своих способностей, на отдых и досуг;
  •     как только вы заселились и хоть мало-мальски познакомились с соседями, сразу же обговорите с ними правила и порядки, которые будут установлены в вашей комнате. Как будем питаться: вместе или раздельно? График уборки комнаты, гостевые визиты и прочее. В дальнейшем это избавит вас от мелких ссор и недопониманий на пустом месте.

Самый главный совет первокурснику – оставаться собой в любых ситуациях, даже самых критических. Мир не без добрых людей, и всегда можно найти человека, который поможет мудрым советом. В нашем учебном заведении работает педагог-психолог, педагог социальный, который всегда придет на помощь в  трудной ситуации.

 

Рекомендации родителям первокурсников

«Как помочь своему ребенку в период адаптации»

 Психологическая адаптация – это приспособление человека как личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиями самого общества, а также с учетом личностью своих собственных индивидуальных качеств.

Поступив в колледж, ваш ребенок попадает не только в новое учебное заведение, в новый коллектив, но и знакомится с новой системой – компетентностным подходом к обучению. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в колледже.

Частыми признаками сложностей в адаптации к новым условиям обучения и воспитания являются:

• изменения привычного ритма жизни;

• недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;

• разлука с родителями, родственниками (для иногородних учащихся);

• перегрузки учебной деятельности;

• сложность учебного материала;

• сложности во взаимодействии с новым педагогическим коллективом и сокурсниками.

Проходит немало времени, прежде чем подросток приспособится к новым требованиям обучения и проживания. В свою очередь, успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого учащегося как человека и будущего специалиста.

Чтобы период адаптации учащегося первокурсника был более легким и безболезненным психологи родителям рекомендуют:

1.                Следить за тем, чтобы ваш ребёнок соблюдал режим дня, правильно организовал свой быт с меньшими затратами времени, поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену.

  • Настроить своего первокурсника на серьезный лад.
  • Обеспечивать его в течение всего учебного года денежными средствами. Чтобы у него не было надобности работать этот год. Сразу же возникает вопрос — сколько денег давать? В этом деле главное найти золотую середину. Если денег у учащегося будет много, есть риск, что он будет больше времени уделять развлечениям, нежели учебе. Если денег не хватает, может податься на заработки, что тоже негативно сказывается на учебе.

2. Вне зависимости от того, на какое расстояние уезжает первокурсник, не теряйте с ним связь, регулярно звоните, поддерживайте морально, интересуйтесь успехами и т.д.

  • И не мучайте своего ребенка слишком частыми звонками, допросами и нотациями. Но, разумеется, совсем уже без внимания его тоже оставлять не стоит. Необходимо действовать деликатно.
  • Деликатно интересоваться его жизнью, а особенно тем, что нового он узнал на лекциях. Деликатность нам необходима как воздух. Учащийся  уже взрослый и самостоятельный, а тут мама с допросами. Перед товарищами неудобно. Лучше первые два месяца вообще не вмешиваться в учебный процесс, а дать время учащемуся проявить свою осознанность и самостоятельность. Вот, если уж по истечению этих месяцев вы почувствуете, что что-то не так, то тогда уже спешить на помощь, пока сессия не началась.

3. По возможности создать условия для полноценного обучения – исключить отвлекающие факторы.

4. Контролировать посещаемость и успеваемость учащегося на протяжении всех лет обучения.

  • Поддерживать связь с кураторами, администрацией. Желательно незаметно для первокурсника. Опять-таки психологический момент. Благодаря этому вы узнаете достоверную информацию об успехах вашего ребенка. Так как некоторые смекалистые учащиеся не любят расстраивать родителей, а предпочитают их обманывать.

5. Быть внимательным  к тем изменениям, которые вы замечаете в своем ребенке.

6. Опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивайте его промахи, принимайте его индивидуальность.

7. В общении демонстрировать оптимизм, юмор и свою веру в его успехи и начинания. А так же используйте такие слова поддержки, как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». И избегайте следующих фраз: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», «Я так и знала» и т.д.

Самое важное — морально поддерживайте, верьте в свое чадо! И у него обязательно все получится.

 



 

  

500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru