ПОЛОЖЕНИЕ
  о портфолио преподавателя,  учащегося

Общие положения.

Портфолио является формой  оценивания индивидуальных  образовательных  и творческих достижений преподавателя и учащегося.
  Портфолио представляет собой

собрание образцов работ и  документов, иллюстрирующих возможности и достижения владельца;

форма целенаправленной  систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;

технология саморазвития и самосовершенствования;

средство мотивации и  стимулирования творческой активности и самообразования;

иллюстрации усилий,  достижений в управленческой, методической, образовательной деятельности;

средство самопрезентации и  карьерного роста;

средство мониторинга и оценки индивидуального прогресса.

Портфолио служит для решения  следующих педагогических задач:

                     

Педагога

Учащегося

  • организация самообразования и управления им;
  • самоопределение в целях и задачах;
  • самооценка сильных и слабых сторон профессиональной деятельности, своих способностей;
  • формирование объективной самооценки;
  • совершенствование ключевых умений;
  • планирование профессионального развития;
  • продвижение в реализации карьеры.
  • поддержка и стимулирование учебной мотивации;
  • поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
  • формирование умений: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействие индивидуализации образования;
  • создание дополнительных предпосылок  и возможности для успешной социализации;
  • формирование умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде.

Портфолио может являться:

  для преподавателей: инструментом для премирования  по результатам деятельности, выдвижения кандидатур для объявления  благодарностей и награждения, а также может быть представлено преподавателем во  время аттестации на квалификационную категорию;
  для учащихся: инструментом поощрения по  результатам учебной деятельности и общественной жизни, выдвижения кандидатур  для объявления благодарностей и награждения, а также может быть использовано в  качестве одной из составляющих образовательного рейтинга при распределении  учащихся.
  Портфолио оформляется по  желанию преподавателя или учащегося.

Форма портфолио

2.1. «Портфолио документов» — портфель  документированных индивидуальных образовательных и творческих достижений  преподавателя или учащегося. В портфолио могут быть помещены как оригиналы  документов, так и их копии. Портфолио документов может включать в себя результаты  успеваемости учащихся, групп, другие мониторинговые исследования, рефлексивные  материалы.

  2.2. «Портфолио работ»  представляет собой собрание различных творческих,  проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений  учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, семинарах,  конкурсах, спортивных и творческих конкурсах. 
  «Портфолио работ»  оформляется в виде творческого отчета с приложением работ, представленных в  виде текстов, электронных версий, фото-, видео-, аудиозаписей. «Портфолио  работ» — дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности»  преподавателя или учащегося в его профессиональном росте.
  Примерный вариант записей в  «Портфолио работ».
  Исследовательские работы и  рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество  страниц, иллюстраций и т.п.
  Проектные работы.  Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде  фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
  Техническое творчество:  модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое  описание.
  Работы по искусству. Дается  перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  Другие формы творческой  активности: участие в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности,  училищном хоре, оркестре, т.п. Указывается продолжительность подобного вида  деятельности, участие в гастролях и концертах.
  Курсы повышения  квалификации, стажировки. Делается запись о названии курсов, их продолжительности,  форме, в которой проходили занятия.
  Различные практики:  языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики,  место, в котором она проходилась, ее продолжительность.
  Факультативы, кружки,  занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах.  Указываются название факультативного курса, кружка, учреждения или организации,  продолжительность занятий и их результаты.
  Участие в олимпиадах и  конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый преподавателем  и учащимся результат.
  Участие в научных  конференциях, семинарах. Указываются тема мероприятия, название проводившей его  организации и форма участия в нем преподавателя или учащегося.

  2.3. «Портфолио отзывов» включает в себя  характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности,  представленные преподавателями, родителями, коллегами или одногруппниками,  работниками системы образования и другими специалистами, а также письменный  анализ самого учащегося своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио  может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме,  эссе, рекомендательных писем и прочее.
  Эта форма портфолио дает  возможность включить механизмы самооценки преподавателя или учащегося, что  повышает степень осознанности процессов, связанных с самообразованием или  обучением. 
  Примерный перечень  документов «Портфолио отзывов»: 

заключение о качестве выполненной работы (в рамках ПЦК, творческой  группе, в научном обществе учащихся, т.п.);

рецензия на программу, статью, реферат и т.п.;

отзыв о работе в творческих группах учреждения образования, о выступлении  на научно-практической конференции;

резюме, подготовленное преподавателем или учащимся, с оценкой собственных  учебных достижений;

эссе преподавателя или учащегося, посвященное выбору направления  дальнейшего самообразования или обучения;

рекомендательное письмо;

другое.

На основании предложенных  вариантов портфолио преподавателю или учащемуся предлагается конструировать и  апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя в себя три  или два из описанных вариантов портфолио), либо «простые» (реализующие один из  названных типов).

3.  Примерная структура комплексного портфолио

Титульный лист.

Творческая визитка автора.

Педагогическое кредо.

Цели, задачи индивидуальной  профессиональной деятельности.

Материалы портфолио  документов.

Материалы портфолио работ.

Материалы портфолио отзывов.

4.  Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио.
  В формировании портфолио  участвуют: преподаватели, учащиеся, психологическая служба, администрация  училища.
  Разъяснение назначения и  технологии ведения портфолио осуществляют заместители директора по учебной и  воспитательной работе, заведующая практикой (в зависимости от содержания  портфолио), обеспечивают преподавателей и учащихся необходимыми формами,  бланками, рекомендациями, оказывают содействие в проведении мониторинговых исследований  деятельности преподавателей и учащихся.
    Преподаватели проводят  экспертизу представленных работ, пишут рецензии, отзывы на учебные и  исследовательские проекты.

500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru