РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРАХ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРНОГО РЕПЕРТУАРА

А.А.Казеко

Научный руководитель: преподаватель Н.А.Зайцева

Музыкальный фольклор всегда считался материалом, который позволяет не только решать задачи музыкального воспитания детей, но и воздействовать на ребёнка всесторонне. Использование фольклора помогает положительному переносу знаний, которые дети приобрели на занятиях другого вида, в новых условиях, развивает детское мышление и воображение.

Изучение и анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что в каждом исследовании подчеркивается роль фольклора, отмечается пристрастие ребенка с первых дней его жизни к ритмическим воздействиям образцов поэтического и музыкального народного творчества.

«Детский фольклор» - это специфическая область народного творчества, объединяющая мир детей и мир взрослых, включающая целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора.

Понятие «Детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно, но глубокая древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору, не подлежит сомнению. Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер.

К сожалению, вопрос приобщения дошкольников к белорусскому  музыкальному фольклору в отечественной научно-методической литературе почти не разработан. Поэтому, мы считаем, что данная тема очень важна и актуальна в настоящее время, так как белорусский музыкальный фольклор оказывает большое влияние на развитие разнообразных способностей дошкольников. Это развитие не только музыкальных способностей: музыкально-слуховых представлений, ладового и ритмического чувства, а также музыкальной памяти и творческого мышления.

Цель работы: исследовать развитие музыкальных способностей дошкольников посредством музыкальных фольклорных игр.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.Выявить особенностимузыкальных игр на основе фольклора,используемых в дошкольном возрасте.

3.Определить задачи и содержание фольклорного репертуара в д/с.

4.Экспериментально проверить эффективность музыкальных игр на основе фольклора в развитии и воспитании дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анализ собственной практической деятельности.

Гипотеза: мы предположили, что музыкальные народные игры являются средством развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент проводился на базе ГУО «Ясли - сад № 11г. Рогачёва» с октября по ноябрь месяц 2017г. в старшей группе. Для организации исследовательской работы было задействовано 7 детей.

Цель первого этапа опытно-экспериментальной работы заключалась в том, чтобы изучить уровень развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

Этап исследования был направлен на диагностику следующих умений дошкольников: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления (звуковысотный слух, тембровый слух, ритмический слух),чувство ритма.

Констатирующий этап исследования был направлен на диагностику следующих умений дошкольников: ладовое чувство; музыкально-слуховые представления (звуковысотный слух, тембровый слух, ритмический слух); чувство ритма.

       Анализ результатов музыкальных способностей детей старшей группы  позволяет определить процентное соотношения музыкальных способностей детей и сделать вывод о том, что в группе 28% детей имеют высокий уровень музыкальности, 28% детей имеют средний уровень музыкальности, 44%  детей имеют низкий уровень музыкальности.

В работе с детьми мы использовали 3 задания  на развитие музыкальных способностей:

Игра «Сыграй» 

Цель: определить наличие у детей чувства ритма, слухового внимания.

Игра «Ладачкі-ладошкі»

Цель:  выявить наличие у детей звуковысотного слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.

Гульня "Калыханка коціка".

Мэта: замацоўваць уяўленні дашкольнікаў пра жанр калыханкі; садзейнічаць усведамленню дашкольнікамі сувязі паміж вышынёй гуку і адлюстраваннем яго гучання на ксілафоне па лічбавай сістэме; развіваць ладавае пачуццё і гукавысотны слых; фарміраваць уяўленні пра спецыфічнае гучанне традыцыйнага лада беларускага фальклору.

Второй этап:

   На данном этапе этой работы мы использовали разнообразные фольклорные игры на развитие у детей музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления (звуковысотный слух, тембровый слух, ритмический слух),чувство ритма.

В работе с детьми мы использовали разнообразные фольклорные игры на развитие у них музыкальных способностей:

Гульня “ Музычныя ручнікі”

Мэта: развіваць музычна-рытмічнае пачуццё, абагульняць уяўленні пра характэрныя для беларускага музычнага фальклору рытмічныя малюнкі.

 Гульня «Маша і Саша»

 Мэта: развіваць тэмбравы слых, вызываць добрыя пачуцці.

Игра «Узнай и спой»

 Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих способностей.

Игра «Вспомни мелодию»

 Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Для определения эффективности разработанной педагогической технологии развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора был проведен контрольный этап эксперимента, в котором мы применили те же задания, что и в первом и во втором срезе. Если дети справлялись легко, то мы их усложняли (более узкий диапазон, различные ритмические рисунки.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что музыкальные народные игры являются средством развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.

Учитывая результаты, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы, мы считаем, что проверенная нами система по формированию творческих способностей детей средствами музыкально – игрового фольклора,  позволяет педагогам расширить программный материал, дополнить его интересным содержанием, методами и формами работы, и повысить, таким образом, уровень музыкальных и творческих проявлений детей старшего дошкольного года.

Одним из главных условий полноценного музыкального воспитания ребёнка и развития его творческих способностей является включение дошкольника в различные виды музыкальной деятельности, основанные на произведениях народного творчества. Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией.

Список литературы

  1.   Аляхновіч, А.М.  Беларуская народная творчасць у дашкольным       выхаванні / А.М. Аляхновіч. М.В.Рахчэеў – Мінск Беларусь:-1994.
  2. Анцыпіровіч, В.М. Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання/ В.М. Анцыпіровіч.- Мінск:  Беларусь, - №3, 2008.
  3. Аникин, В.П. Белорусские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: / В.П.Аникин – Минск: Беларусь:- 1957.
  4. Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі - Мінск: Нац. Ін-т адукацыі,- 2012.
  5. Дубініна, Д.М. Культура Беларусі ў казках і паданнях:дапам. Для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубінін. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2012.
  6. Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко.- Минск : Выш.шк., 2007.
  7.  Осеева, Т.Е. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста:/ Т.Е. Осеева.- Москва, 2002.
  8.  Скарабагатчанка, А. Народная інструментальная культура беларускага паазер’я./ А. Скарабагатчанка.- Мінск.-1997.
  9.  Усова, А.П., Роль игры в организации жизни и деятельности детей. –А.П. Усова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№7.
  10.  Ходонович, Л.С. Музыкальный руководитель: практика диагностико - коррекционной работы: учеб.-метод.пособие/ АПО.- Мн., 2003.
500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru