ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ
Драчева С.А.
Научный руководитель: преподаватель Горбунова Л.Н.
Учреждение образования
«Рогачевский государственный педагогический колледж»
Республика Беларусь, г.Рогачев
Введение. В истории человечества обучение возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его к самостоятельной жизни.
В настоящее время человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Миссию его анализа и обобщения выполнил Я.А.Коменский, заложивший основы теории обучения. Его идейными продолжателями в разработке научных основ обучения стали И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.П.Усова.
Учебная деятельность дошкольников протекает под руководством воспитателя. Специфической чертой дошкольного обучения является формирование у детей учебной деятельности [5]. Своевременное формирование навыков учебной деятельности обеспечивает преемственность в работе учреждений дошкольного образования и школы [3]. В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме формирования навыков учебной деятельности у дошкольников. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе: у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих.
Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Ребенок, стоящий у порога школы, должен обладать элементами самоорганизации, способностью действовать по образцу; умением слушать и выполнять инструкцию; оценивать как свою работу, так и работу других детей; положительным эмоциональным отношением к интеллектуальной деятельности; навыками самоконтроля и самооценки этой деятельности. Эти навыки в дальнейшем станут его «помощниками» в учебной деятельности.
Как показывают исследования, большинству первоклассников, свойственны трудности в учебной деятельности. В школе такие дети не могут успешно выполнять указания, инструкции учителя, недослушивают задания до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. В результате таких неудач у детей пропадает интерес к школьным занятиям уже в младших классах.
В связи с актуальностью данной проблемы мы определили цель нашего исследования: определить роль занятий в формировании первоначальных навыков учебной деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования навыков учебной деятельности дошкольников.
2. Выявить уровень развития навыков учебной деятельности у старших дошкольников.
3. Организовать специальную работу по формированию навыков учебной деятельности дошкольников на занятиях.
Объект исследования: процесс формирования навыков учебной деятельности дошкольников на занятиях.
Предмет исследования: начальные навыки учебной деятельности дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме; диагностика, педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент.
Нами выдвинута следующая гипотеза: занятие является эффективным средством формирования навыков учебной деятельности у дошкольников, если: педагоги, соблюдая единство требований, целенаправленно работают над формированием навыков учебной деятельности; комплексно использует методы развития навыков учебной деятельности у дошкольников.
Результаты исследования. Исследовательская работа проводилась в старшей группе УО «Детский сад-школа №2 г. Рогачева». В экспериментальной части нашего исследования мы провели диагностику «Узор» (Л.И Цеханской), с помощью которой мы выявили способность к зрительному анализу, способность удерживать зрительный образ, способность организовывать внимание, удерживать поставленную цель, критически оценивать полученный результат. Способность дошкольников действовать по образцу и умение слушать и выполнять инструкцию оценивалась при помощи диагностической методики «Домик» (Н.И.Гуткина). Умение оценивать свою работу и работу других детей проверялось при помощи беседы, в которой ребенку предлагалось сравнить свою работу и работу одного из детей с образцом.
Анализ результатов диагностики показал, что на высоком уровне сформированы навыки: слушать указания и выполнять инструкцию, сосредоточено выполнять задание (75%). На низком уровне сформирован навык «сравнить свою работу и работу одного из детей с образцом»(25 %). Только у 25% детей навыки учебной деятельности сформированы на высоком уровне, по 37,5 % детей имеют навыки учебной деятельности на среднем и низком уровне.
На формирующем этапе исследовательской работы мы поставили цель: продолжить формирование навыков учебной деятельности дошкольников на занятиях. Для её достижения была проведена система занятий, содержащих программные задачи по формированию навыков учебной деятельности: занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на самолете», интегрированное занятие « В гости к мастерам», занятие по рисованию «Гжель. Роспись посуды», конструирование из строительного материала «Грузовой автомобиль». При проведении занятий мы целенаправленно формировали навыки учебной деятельности, соблюдали структуру занятия, чётко формулировали учебную задачу, привлекали детей к анализу и оцениванию своей работы и работы товарищей, проводили физкультминутки и упражнения на развитие внимания.
На контрольном этапе мы провели диагностику навыков учебной деятельности после целенаправленно проведенной работы. Анализ полученных результатов показал, что количество детей с низким уровнем сформированности навыков учебной деятельности уменьшилось до 12,5%, а количество детей со средним уровнем сформированности навыков учебной деятельности увеличилось до 62,5%. Показатель сформированности навыка «сравнить свою работу и работу одного из детей с образцом» повысился до 37,5%.
Заключение. Проведенная нами исследовательская работа позволила сделать выводы, что занятия являются эффективным средством формирования навыков учебной деятельности в том случае, если воспитатель систематически проводит работу по формированию навыков, четко соблюдает структуру занятия, формулирует для детей цели занятия, для удержания внимания на протяжении занятия использует физкультминутки, привлекает детей к подведению итогов.
Литература
1. Агеева, Т.Н. Педагогика. Практические и лабораторные занятия/ М.: Беларусь.-2008, 120 с.
2. Давидович, А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях / Пралеска.- 2014.№8, с.4-8.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / М:.Академия.-2000, 409 с.
4. Усова, А.П. Обучение в детском саду / М.: Просвещение.-1981, 172 с.