ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ  НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ

Драчева С.А.

Научный руководитель: преподаватель Горбунова Л.Н.

Учреждение образования

«Рогачевский государственный педагогический колледж»

Республика Беларусь, г.Рогачев

 

      Введение. В истории человечества обучение возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив  его к самостоятельной жизни.

      В настоящее время человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Миссию его анализа и обобщения выполнил Я.А.Коменский, заложивший основы теории обучения. Его идейными продолжателями в разработке научных основ обучения стали И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.П.Усова.

      Учебная деятельность дошкольников протекает под руководством воспитателя. Специфической чертой дошкольного обучения является формирование  у детей учебной деятельности [5]. Своевременное  формирование навыков учебной деятельности обеспечивает преемственность в работе учреждений  дошкольного образования и школы [3]. В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме формирования навыков учебной деятельности у дошкольников. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе: у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих.

     Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Ребенок, стоящий у порога школы, должен обладать элементами самоорганизации, способностью действовать по образцу; умением слушать и выполнять инструкцию; оценивать как свою работу, так и работу других детей; положительным  эмоциональным отношением к интеллектуальной деятельности; навыками самоконтроля и самооценки этой деятельности. Эти навыки в дальнейшем станут его «помощниками» в учебной деятельности.

     Как показывают исследования, большинству первоклассников, свойственны трудности в учебной деятельности. В школе такие дети не могут успешно выполнять указания, инструкции учителя, недослушивают задания до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. В результате таких неудач у детей пропадает интерес к школьным занятиям уже в младших классах. 

  В связи с актуальностью данной проблемы мы определили цель нашего исследования: определить роль занятий в формировании первоначальных навыков учебной деятельности дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы формирования навыков учебной деятельности дошкольников.

2.   Выявить уровень развития навыков учебной деятельности у старших дошкольников.

3.  Организовать специальную работу по формированию навыков учебной деятельности дошкольников на занятиях.

Объект исследования: процесс формирования навыков учебной деятельности дошкольников на занятиях.

Предмет исследования: начальные навыки учебной деятельности дошкольников.

    Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме; диагностика, педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент.

Нами выдвинута следующая гипотеза: занятие является эффективным средством формирования навыков учебной деятельности у дошкольников, если: педагоги, соблюдая единство требований, целенаправленно работают над формированием навыков учебной деятельности; комплексно использует методы развития навыков  учебной деятельности у дошкольников.

    Результаты исследования. Исследовательская работа проводилась в старшей группе УО «Детский сад-школа №2 г. Рогачева». В экспериментальной части нашего исследования мы провели диагностику  «Узор» (Л.И Цеханской), с  помощью которой мы  выявили способность  к зрительному анализу, способность удерживать зрительный образ, способность организовывать внимание, удерживать поставленную цель, критически оценивать полученный результат. Способность дошкольников действовать по образцу и умение слушать и выполнять инструкцию оценивалась при помощи диагностической методики  «Домик» (Н.И.Гуткина). Умение оценивать свою работу и работу других детей проверялось при помощи беседы, в которой ребенку предлагалось сравнить свою работу и работу одного из детей с образцом.

   Анализ результатов диагностики показал, что  на высоком уровне сформированы навыки: слушать указания и выполнять инструкцию, сосредоточено выполнять задание (75%). На низком уровне сформирован навык «сравнить свою работу и работу одного из детей с образцом»(25 %). Только у 25% детей навыки учебной деятельности сформированы на высоком уровне, по 37,5 %  детей имеют навыки учебной деятельности на среднем и низком уровне.

    На формирующем этапе исследовательской работы мы поставили цель:  продолжить формирование навыков учебной деятельности дошкольников на занятиях. Для её достижения была проведена система занятий, содержащих программные задачи по формированию навыков учебной деятельности: занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на самолете», интегрированное занятие « В гости к мастерам», занятие по рисованию «Гжель. Роспись посуды», конструирование из строительного материала «Грузовой автомобиль». При проведении занятий мы целенаправленно формировали навыки учебной деятельности, соблюдали структуру занятия, чётко формулировали учебную задачу, привлекали детей к анализу и оцениванию своей работы и работы товарищей, проводили физкультминутки и упражнения на развитие внимания.  

               На контрольном этапе мы провели диагностику навыков учебной деятельности после целенаправленно проведенной работы. Анализ полученных результатов  показал, что количество детей с низким уровнем сформированности навыков учебной деятельности уменьшилось  до 12,5%, а количество детей со средним уровнем сформированности навыков учебной деятельности  увеличилось до 62,5%. Показатель сформированности навыка «сравнить свою работу и работу одного из детей с образцом» повысился до 37,5%.

    Заключение. Проведенная нами исследовательская работа позволила сделать выводы, что   занятия являются эффективным средством формирования навыков учебной деятельности в том случае, если воспитатель систематически проводит работу по формированию навыков, четко соблюдает структуру занятия, формулирует для детей цели занятия,  для удержания внимания  на протяжении занятия использует физкультминутки, привлекает детей к подведению итогов.

 

Литература

 

1. Агеева, Т.Н. Педагогика. Практические и лабораторные занятия/ М.: Беларусь.-2008, 120 с.

2. Давидович, А. О преемственности дошкольного и  общего среднего образования в современных условиях    / Пралеска.- 2014.№8, с.4-8.

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика /  М:.Академия.-2000, 409 с.

4. Усова, А.П. Обучение в детском саду / М.: Просвещение.-1981, 172 с.

 

500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru