ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

К.А.Шевцова, К.В.Стренакова

Научный руководитель: преподаватель Н.Н.Марцинкевич

Задумывались ли вы над тем, почему люди чувствуют себя бодрее в определенное время дня, года, почему одни люди до глубокой старости сохраняют высокую работоспособность и умственную продуктивность, а другие увядают в молодости?

В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, необходимо много трудиться, совершенствовать свои знания, общаться с людьми. Но чтобы всё успеть сделать, чтобы любая работа не была в тягость, а доставляла удовольствие и приносила успех, необходимо хорошо себя чувствовать. Люди часто не успевают выспаться, поесть, отдохнуть - все это приводит к нарушению в организме и болезням. Недомогания развиваются вследствие утомления и переутомления.  Объективно это проявляется в снижении темпа работы, увеличении числа ошибок.

Работоспособность человека во многом зависит от индивидуальных способностей биологических ритмов. Каждый живой организм по-своему уникален, для него будет характерен соответствующий только ему оптимальный образ жизни: время сна и бодрствования, режим и состав питания, соответствующая окружающая среда, необходимые физические нагрузки и многое другое.

У каждого человека есть свои биологические часы. Знание собственного биологического ритма позволяет четко скоординировать функционирование организма, что позволит помочь в достижении повседневных задач.

В последнее время во всем мире отмечается повышенный интерес к изучению ритмической организации процессов в организме. Проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений функций организма и повышению работоспособности. Множество опытов и экспериментов было проведено для доказательства существования биологических часов, однако эта тема все еще остается открытой.

Возможность проведения опытов по доказательству существования биоритмов привлекли нас, и мы решили выбрать именно эту тему.

Цель: путем теоретического анализа источников по проблеме биологических ритмов и практических результатов исследования выявить, как влияют суточные биологические ритмы на умственную работоспособность учащихся.

Гипотеза: если знать особенности собственных биоритмов и степень их влияния на умственную деятельность, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы повысить результативность и достичь наилучших результатов обучения и любой другой деятельности.

Задачи:

  1. Получить представление о биоритмах, их видах и влиянии на работоспособность человека, изучив литературу по данной проблеме.
  2. Изучить особенности индивидуальных биоритмов учащихся.
  3. Выявить влияние суточных биоритмов на умственную активность и успеваемость учащихся, чтобы наметить индивидуальную программу действий для лучших успехов в учебе.
  4. Выявить характерные черты, присущие людям с различными биоритмами.

Согласно поставленным задачам во время работы использовались такие теоретические методы, как анализ и синтез, диагностические (анкетирование, беседа, тестирование), экспериментальные и математико-статистические методы обработки результатов.

Наша работа может быть полезна как учащимся, принявшим участие в исследовании, так и администрации при организации учебного процесса. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в работе, могут быть использованы при проведении уроков биологии, анатомии, информационного просвещения учащихся.

Исследование вопросов влияния различных типов суточных биоритмов на умственную работоспособность и успеваемость учащихся.

Заинтересовавшись темой, мы решили провести эксперименты, доказывающие реальность существования биологических часов. Эксперименты проводились в 2017 – 2018 г.г. на базе УО «Рогачёвский государственный педагогический колледж». Их целью является доказательство существования биоритмов.

Результаты исследования.

Изучение влияния биоритмов на растение.

Наблюдение за деятельностью комнатного растения кислицы в темноте и на свету. Опыт проводился в течение 7 дней. Мы убедились, в том, что листья кислицы разворачиваются в утренние часы, а в вечерние они складываются, что говорит о влиянии суточных биоритмов.

Определение биологического профиля учащихся.

Для определение биоритмологического (хронологического) типа работоспособности исследуемых учащихся использовался тест Эстберга. Он позволил выявить, к какому типу относится каждый испытуемый. Формирование хронотипа заканчивается к 17 годам.

С помощью теста для определения индивидуального биологического профиля мы выяснили, что «Голуби» преобладают.

Также мы определили тип темперамента исследуемых учащихся.

Согласно биоритмике, наиболее значимыми для человека являются физический, эмоциональный и интеллектуальный биологические ритмы. Физический цикл определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения. Эмоциональный цикл обусловливает состояние нервной системы и настроение. Интеллектуальный цикл определяет творческую способность личности. Любой из циклов состоит из двух полупериодов, положительного и отрицательного.

Критические дни, это те дни, когда кривая биоритма пересекает нулевую отметку. Статистически доказано, что несчастные случаи, неприятности чаще всего происходят именно в эти дни, характеризующиеся упадком жизненных сил, иррациональностью эмоционального поведения, снижением способности к восприятию. Самыми благоприятными днями являются те, когда все три биоритма одновременно находятся на максимуме.

Мы рассчитали биологические циклы для одной учащейся.

Для того чтобы выявить влияние биоритмов на умственную работоспособность учащихся нами были использованы несколько методик.

Первая методика предназначалась для изучения оперативной слуховой памяти. Уровень оперативной слуховой памяти в первой половине дня выше у «жаворонков», чем у «сов», и наоборот. У «голубей» этот уровень почти одинаков в течение дня.

Мы выявили, что успеваемость учащихся не зависит от биоритмов, а умственная активность выше у «жаворонков» (при занятиях в первую смену), а «совам» для хорошей успеваемости приходится прилагать значительные усилия и нарушать свой индивидуальный биологический ритм.

Влияние биоритмов на самочувствие.

Для того чтобы узнать ежедневное самочувствие исследуемых учащихся разных хронотипов, учитывая их биоритмы, мы провели измерения температуры тела, пульса и артериальное давление каждые три часа в течение дня в спокойном состоянии. При помощи корректурного теста (таблицы Анфимова) определили изменение умственной работоспособности учащихся в течение учебной недели (29.01.2018 – 03.02.2018). Экспериментально доказали, что динамика умственной работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает у большинства учащихся. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней.

Конечно, нельзя сказать о том, что биоритмы определяют успеваемость учащихся, но то, что биологические ритмы оказывают влияние на состояние и самочувствие каждого из нас – однозначно.

Заключение

В ходе своей работы над этим проектом, мы выяснили следующее:

1. Большинство исследуемых учащихся по типу биологической активности относятся к так называемым «голубям» - 68,9%, меньше «сов» - 26,2%, «жаворонков» - 4,9%.

2. Экспериментальным путем подтвердили, что биологические ритмы оказывают влияние на умственную работоспособность учащихся: у «жаворонков» во время занятий в первую смену умственная работоспособность выше, чем у «сов». У «голубей» этот уровень почти одинаков в течение дня.

3. Экспериментально доказали, что динамика умственной работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает у большинства учащихся.

4. Большого влияния биоритмы на успеваемость учащихся не оказывают.

5. С помощью сайта bio-ritm.ru ознакомили учащихся с оценкой физического, интеллектуального и эмоционального состояния, научили использовать знания о своем биоритме на практике.

Каждому человеку, а тем более учащимся, необходимо знать, к какому  физиологическому типу он относится. Зная это, можно достичь оптимальных результатов в учёбе и работе. Отслеживание цикличных изменений позволяет беречь ресурсы и восполнять внутреннюю энергию в периоды отрицательного роста, проявлять особую осторожность в критические дни биоритмов.

Зная биоритмы, можно прогнозировать изменения самочувствия, результативность работы, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Список литературы

  1. Агаджанян H.A. Биоритмы, спорт, здоровье / H.A. Агаджанян, H.H. Шабатура. – М.: ФиС, 1989. – 209 с.
  2. Биоритмология (хронобиология). Хронотип человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php 4. Детари Л. Биоритмы / Л. Детари, В. Карцаш – М.: Мир, 1984. – 160 с.
  3. Доскин В.А. Ритмы жизни / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева. – М.: Медицина, 1991. – 176 с.
  4. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, Е.Н. Литвинов. – М.: АСТ; Астрель, 2006. – 255 с.

 

500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru