ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

Андрейчук Н.В.

Научный руководитель: Горбунова Л.Н.

Учреждение образования

«Рогачевский государственный педагогический колледж»

Республика Беларусь, г. Рогачев

 

Введение. В современном обществе все большее значение приобретает такая интегративная характеристика личности, как духовность. Понятие «духовность» не имеет однозначного определения. Духовность – протест против всего негативного, непримиримость к злу, стойкость и непоколебимость в своих убеждениях, постоянная духовная деятельность  по совершенствованию себя и других, образ жизни, поиск ее высшего смысла. [1] В философской и психолого – педагогической литературе основой этого понятия являются следующие ключевые слова: познание, совесть, истина, общение, долг, доброжелательность, любовь, мягкосердечность, жертвенность, снисходительность, откровенность, благонамеренность, красота, сочувствие, сопереживание, сострадание, щедрость, уступчивость, трудолюбие. Эта проблема получила развитие в исследованиях: Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского,  А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского,   Б.Г.Ананьева, Е.А.Аркина,  А.В.Запорожца, Р.С.Буре, Г.Н.Годиной, В.В.Зеньковского, С.Я.Рубинштейна, С.А.Козловой  и других. В течение тысячелетий своеобразным хранителем человеческой духовности выступала Церковь. С начала 90-х годов 20 столетия накоплен значительный опыт сотрудничества учреждений образования и Православной Церкви в возрождении духовно-нравственных основ воспитания. Дошкольный возраст самый сенситивный из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье воспитанника.

Цель. Изучить процесс реализации экспериментального проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа».

Задачи: изучить правовые и нормативные документы по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников на православных традициях белорусского народа; изучить особенности организации и деятельности групп для детей из православных семей в учреждениях дошкольного образования; организовать эмпирическое изучение осознания нравственных норм младшими школьниками контрольной и экспериментальной групп.

Методы исследования: анализ правовой и научной литературы по теме, изучение работы воспитателей по реализации экспериментального проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа», диагностика осознания нравственных норм младшими школьниками.

 Результаты исследования. На первом этапе исследования мы  изучили правовые и нормативные документы, которые позволили теоретически обосновать данную проблему. Законы Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», «О правах ребенка», а также  международные правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь, создают  правовые условия для сотрудничества системы образования и Церкви. [2] В соответствии с Конституцией и законодательством страны подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью 12 июня 2003 года. В нём определены принципы взаимоотношений государства и Церкви, направления сотрудничества. «Государство признает, что: духовные и культурные ценности, хранимые церковью, представляют собой составную часть исторического достояния Беларуси и национального самосознания». [2] В соответствии с Приказом Министерства образования РБ с 2001 года в нашей стране работают экспериментальные площадки по реализации инновационного проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа». Воспитательная работа ведётся в соответствии с программой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях белорусского народа», разработанной исследовательским коллективом Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка  под руководством кандидата психологических наук Л.В. Финькевич и Центра православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой по заказу Министерства образования  Республики Беларусь, рекомендаций для учреждений образования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа: организация, содержание и формы».  Цель воспитательной работы в  православных группах – формирование основ духовности и нравственности на традиционных православных ценностях. Содержание духовно-нравственного воспитания представлено следующими направлениями: православная премудрость (знакомство с отдельными Библейскими событиями), православные традиции, духовная чуткость и любовь к миру человека и природы. Реализация программы предусматривается на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время, предусмотренное для ребёнка в течение дня. Православные группы открываются администрацией по запросу родителей, по  их письменному заявлению. Ответственность за духовно-нравственное воспитание дошкольников ложится на педагогов и помощников воспитателей.

Исследование по изучению осознания нравственных норм младшими школьниками проводилось на базе  1 «А» класса учреждения образования «СОШ №4г. Рогачёва». В исследовательской работе принимали участие 20 детей. Контрольную группу составили выпускники общеобразовательной группы, экспериментальную группу – выпускники православной группы.

Для изучения осознания детьми таких нравственных норм, как доброта, щедрость, правдивость и выявления отношения к ним детей   проводилась беседа «Как поступить?», а также использовались методики «Сюжетные картинки», «Необитаемый остров», «Закончи историю». Результаты исследования занесены в таблицу 1.

Таблица 1. Усвоение нравственных норм

Уровни усвоения нравственных норм

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Частично сформированный

35%

55%

Сформированный

65%

45%

 

Заключение. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание на православных традициях является эффективным средством нравственного развития.

 

Литература

  1. Котко, А.Н. Духовно – нравственное развитие человека / М. : Медисонт. – 2011. – 248 с.
  2. Финькевич, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа: организация, содержание и формы / Л.В. Финькевич, Е.М. Боганева, А.В. Бройко, И.И. Бузыканова. – Мн. – 2007. – 55 с.
  3. Финькевич, Л.В. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на православных традициях белорусского народа / Л.В. Финькевич, А.В. Бройко, А.Н. Комкова, Г.А. Лаврецкий, А.А. Петрикевич, Т.В. Поздеева, Г.В.  Уздовская, В.В. Чечет. – Мн. – 2006. – 45 с.
500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru