ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.А.Новосёлова

Научный руководитель: преподаватель И.С.Голуб

Введение

Тема страха знакома каждому человеку. Все мы боялись, боимся и будем бояться. Страх – это один из сильнейших защитных механизмов нашей психики, именно он предупреждает нас об опасности, именно он предостерегает и оберегает нас.

Но, к сожалению, часто страх превращается из союзника во врага. Он не дает нам возможности вести полноценную жизнь, мешает при общении. Бывает так, что мы и сами не отдаем себе отчет в том, что боимся – в итоге неопознанное чувство или ощущение превращается во врага с удвоенной силой – потому как неизвестность всегда внушает чувство опасности. Именно в таких случаях, когда страх превратился во врага - с ним надо что-то предпринимать.

Высшей ценностью нашего общества является человек. На современном этапе его развития становится острой проблема увеличения количества детей с нарушениями эмоционального фона. В последние годы, по сравнению с предшествующим периодом, количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога.

Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что изучение страхов на разных этапах детства важно, как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Не зная причин возникновения страха, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное как ему помочь. Значение профилактики страха, его преодоления важно и при подготовке детей к трудным ситуациям в дальнейшей жизни.

Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста находит отражение в работах А. И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха», А.М. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». Но данная проблема в настоящее время остается малоизученной, что обусловило выбор данной темы научной работы.

Цель исследования: выявление причин возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ проблемы страхов в дошкольном возрасте и путей ее коррекции;

2. Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработка и практическое применение приемов предупреждения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: разнообразные проявления страха и методы предупреждения и коррекции.

Объект исследования:  страх как психическое состояние старших дошкольников.

Гипотеза: целенаправленная и систематическая работа по коррекции страхов  у детей старшего дошкольного возраста приведет к снижению их количества.

С целью  выявления роли страхов нами было проведено эмпирическое исследование в старшей группе №7 учреждения образования « Ясли-сад №10» г. Рогачёва. В начале исследования приняли участие 17 детей (7 мальчиков и 10 девочек), затем – 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки).

На этапе формирования группы мы провели диагностику каждого ребенка при   помощи методики  А.И.Захарова «Страхи в домиках».

В определении боящегося ребенка учитывалось избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Параллельно полученные данные уточнялись в беседе с родителями.

По результатам диагностического обследования дети были разделены на три группы:

1) с высоким уровнем тревожности (ИТ >50%) - 10 детей -  58,8 % группы.

2) со средним уровнем тревожности (ИТ – от 35% до 50%) - 1 ребенок, 5,9% группы.

3) с низким уровнем тревожности (ИТ от 0% до35%) - 6 детей - 35,3% группы.

В ходе эксперимента мы предположили, что специально организованные занятия по коррекции страхов  приведут к снижению количества страхов и индекса тревожности у дошкольников. Была составлена коррекционная программа, рассчитанная на 9 занятий, включающих в себя: арт-терапию (драматизацию, рисование), игротерапию для 10 дошкольников старшей группы, имеющих высокий уровень тревожности.

В основу коррекционной работы были положены истории о зайчишке- трусишке с использованием книги Т.Л. Шишовой «Страхи - это серьёзно». Каждое занятие было направленно на работу с определённым страхом [1].

Занятия проводились еженедельно, продолжительностью 30-35 минут с 4 октября 2017г.  по 6 декабря 2017г.

Структура занятий:

1.Ритуал приветствия.

2. Игровые упражнения.

3.Основное содержание занятия (слушание историй о зайчишке- трусишке и их драматизация).

4. Ритуал прощания.

По итогам коррекционной работы была повторно проведена диагностика с целью отслеживания эффективности проведённой коррекционной работы с детьми, характеризующимися высоким уровнем тревожности и страхов.

 

Заключение

В ходе исследовательской работы подтвердилась гипотеза -целенаправленная и систематическая работа по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста ведет к снижению их количества. Была достигнута цель и решены задачи исследования.

Выводы

1. Устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребенка, сковывают, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании оптимизма, уверенности в себе, самостоятельности.

3. Коррекция страхов может осуществляться посредством игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии.

4. Рисование используется для выхода чувств и переживаний, желаний и помогает безболезненно соприкасаться с травмирующими образами.

Список литературы

1. Шишова Т.Л. Страхи - это серьёзно.- Москва: Искатель, 1997.- 94 с.

 

 

 

500
Яндекс.Метрика статистика Рейтинг@Mail.ru